Интервью с Бриттой Шёнбрунн

Бритта Шёнбрунн о малоформатном фестивале: «Я рекомендую побывать. Испытать на себе»

Четвертый малоформатный фестиваль современного танца и перформанса. Интервью с Бриттой Шёнбрунн

В эти дни в Екатеринбурге проходит Четвертый малоформатный фестиваль современного танца и перформанса, главной гостьей которого, по случаю Года Германии в России — 2012/13, стала немецкая танцовщица Бритта Шёнбрунн. С 1995 года Бритта работает в Берлине в постоянном сотрудничестве с современными музыкантами, танцовщиками и художниками. Участвовала в бесчисленном множестве фестивалей, стажировалась в Нью-Йорке и Токио, преподавала йога-танец в Берлине и Праге. Об этом и многом другом танцовщица рассказывает читателям КУЛЬТУРМУЛЬТУР.

babushkas

— Как ты пришла в танец? Что танец значит для тебя?

— Я родилась и выросла в Штутгарте. Когда мне было 5 лет, родители отдали меня в балетную школу, но еще в детстве я поняла, что балету свою жизнь посвящать не стану. Однако до 28 наряду с другими дисциплинами продолжала заниматься классикой. Стажировка в Нью-Йорке серьезно изменила мое представление о танце. Именно там я познакомилась с техниками body mind («умное тело»). Эти техники позволяют научиться использовать тело более эффективно, многие годы репетиций и выступлений сохранять тело здоровым, избегать травм и восстанавливаться после них. В то время в Германии ничего подобного не было. Там я встретила преподавателей, которые сочетали танец и различные body mind техники. Даже в балете они использовали потоки энергии, работали с ощущением волны и циркуляции энергии во время движения.

Затем я переехала в Берлин. Это был период работы с разными хореографами. В какой-то момент для сбора материала для спектакля нужно было много импровизировать, и я начала делать импровизационные перформансы в сотрудничестве с музыкантами. В этой совместной работе с музыкантами мы много экспериментировали: исследовали возможности импровизации на сцене, с живыми музыкантами и многое другое.

Танец и музыка — это нечто очень органичное для нашей жизни и для нас самих. Это исследование, попытка сформулировать вопросы и найти ответы посредством движений и звуков или других средств искусства, с помощью думающего тела и ума.

 А как ты пришла к йоге? Какую роль йога играет в твоей жизни? 

— Когда я была подростком, родители отправили меня на летнюю школу танца, там были занятия по йоге. До сих пор помню своего учителя: такой типичный преподаватель йоги, длинные волосы, шорты, обнаженный торс. Помню первый урок: он раздал салфетки, и началась пранаяма. Потом через какое-то время я стала сталкиваться с танцовщиками, которые преподавали йогу. Когда я после йоги пришла на классику, то качество движения изменилось, ноги стали легче подниматься. Йога способствует более качественным занятиям классикой, я считаю.

Йога — это духовная практика. Она может дать ориентиры, дать ответы на вопросы о жизни в целом, может сделать жизнь более значимой как для себя самого, так и для других. И это очень просто. Все может стать вдохновляющим.

 Что ты думаешь о малоформатном фестивале: о самой идее, о программе, о мероприятиях в рамках фестиваля и, конечно, главное — о танцевальных спектаклях?

— Я впервые на этом фестивале, это отличное событие для того, чтобы собраться вместе, обменяться идеями, это шанс для танцовщиков, художников и всех остальных разобраться, как они понимают танец и применяют его, особенно contemporary dance.

 А много ли танцфестивалей в Берлине?

— Много. В начале года есть фестиваль, где представляют работы молодых хореографов, во время пасхальных каникул, как правило, проходят серии мастер-классов, в мае — большой фестиваль в Потсдаме, это рядом с Берлином, осенью программа поменьше. В августе — большой фестиваль Tanz im August в Берлине. Как правило, каждый фестиваль имеет свое направление: один посвящен контактной импровизации, другой — танцу и йоге, третий — перформансу, четвертый — чему-то еще.

 Как ты представляешь будущее екатеринбургского малоформатного фестиваля?

— Надеюсь, фестиваль станет ежегодным, что появится серьезная поддержка городских властей, партнеров и спонсоров. Но он должен сохранить как свою камерность и интимность, так и глубину и разноплановость. Этот фестиваль — возможность объединить специалистов различных дисциплин, завязать международные контакты и отношения внутри страны. Современный танец многолик, он легко объединяется с другими искусствами и даже с академической наукой, и это нужно развивать.

 Что ты могла бы сказать екатеринбуржцам, которые еще не решили пойти на малоформатный фестиваль?

— Я, несомненно, рекомендую побывать. Испытать на себе. Я приглашаю всех — идите и получите свой собственный опыт! Танец — это личный опыт. У каждого есть свой взгляд. Когда вы будете обсуждать увиденное, вы поймете, что говорите не столько о танце, сколько о чем-то важном для себя, о своих мыслях.

Для меня очень волнительно представлять свою работу в этом городе, потому что я не знаю, что здесь принято, что людям нравится. И я буду счастлива, если зрители будут задавать вопросы после выступления. Потому что каждый на одно и то же явление смотрит по-своему.

 На фестивале будет показан ваш дуэт с организатором фестиваля Екатериной Жариновой. Какие у тебя впечатления от совместной работы? 

 Она потрясающая женщина, фантастический организатор с большой энергией и мужеством, красивая танцовщица и понимающий партнер для совместной работы.

Меня очень вдохновляет совместная работа с ней.

 Твоя мечта? 

— У меня есть опыт работы с университетами и академиями, в Екатеринбурге мне было очень интересно работать со студентами факультета современного танца Гуманитарного университета, и я с удовольствием поработала бы с ними еще. Сейчас я бы погрузилась в преподавательскую университетскую деятельность на постоянной основе.

А вообще, я люблю бывать на природе, я бы хотела иметь небольшую студию за городом, куда бы я приглашала танцовщиков и музыкантов для совместных лабораторий и выступлений.

 Какие впечатления от России и Екатеринбурга?

— Я впервые в России. Мне очень нравится осматривать город и наблюдать за людьми! Очень интересно! Удивительно, что многие женщины даже по снегу ходят на высоких каблуках. Нигде такого не видела.

Я встречала прежде русских. Что мне здесь нравится, так это то, что, когда заходишь в автобус или трамвай, имеешь дело с живыми людьми, в Германии сейчас все автоматизировано, это для меня сложнее… Иметь дело с людьми, а не с автоматами, даже здоровее в каком-то смысле. Мне кажется, что люди здесь спокойнее. Они кушают спокойно, например, без спешки.

Интервью, перевод и обработка: Евгения Панасова, Екатерина Жаринова, Ольга Цветкова

Фото: Евгений Литвинов / ZOOM ZOOM Photographers

На фото: Екатерина Жаринова и Бритта Шёнбрунн

http://www.kulturmultur.com, 22 апреля 2013

Реклама