Арина Бабушок о Третьем Малоформатном для КультурМультур

Малоформатный вечер многообразных явлений

Современный танец небезосновательно занимает особую сферу: будучи элитарным достижением искусства и культуры, он развивается и находит своего почитателя лишь среди тех, кто полностью готов к творческому поиску и экспериментам.

Одним из таких экспериментов стал Третий малоформатный вечер современного танца и перформанса, прошедший 25 февраля в театре балета «Щелкунчик». Концепция инициатора и организатора Екатерины Жариновой во многом ясна: во-первых, это сама малоформатность (соло, дуэты), которая практически принуждает к искренности исполнителей, а значит, возрастает шанс ощутить «неискусственное искусство». Во-вторых, главное условие мероприятия — его экспериментальность. И этому как нельзя лучше способствуют перформансные действия, импровизация, взаимодействие и различных видов искусств, и мировосприятий.

Перформанс Екатерины Жариновой «Эксперимент» обнаруживает тему столкновения автоматизма урбан-существования с чистотой и неподдельностью человеческого действия. Здесь наряду с танцем присутствует фотография (автор — Станислав Баглей, Москва). Однако, несмотря на выразительность и самоочевидность фотоизображений, одухотворенные человеческие движения и речь (какими бы механистичными они ни были) воспринимаются все же в первую очередь. В целом сама эта работа показалась не столько произведением искусства, сколько жизненным «вопрошанием» в самом философском смысле об изначальности движения, о сути и специфике современного танца. Конечно, художественно-эстетическая роль перформанса неотменима, но в данном случае зримый минимализм хореографической пластики содержит в себе ряд глубоких вопросов. Что делает движение «живым»? Откуда и зачем рождается «хореография»? Что и для кого делать, находясь в сценическом (и, само собой, социальном) пространстве? Причем последний вопрос может быть задан как от имени исполнителя-автора, так и от имени зрителя. Каждая из таких проблем вовсе не претендует на получение окончательного ответа, и более того здесь, в ситуации современного танца, любой однозначный ответ неуместен. Творчество — точка вопроса и своего рода выход на границу того, что «уже» с тем, что «еще не».

Вторая представленная постановка порадовала тонкой драматургической гармонией и безукоризненной эстетикой исполнения. Проект «Миграция» (Ирина Брежнева и Арина Соловьева) из Кирова поведал о том, как это — быть с Другим? Такая смысловая линия раскрывается посредством интенсивного контактного взаимодействия танцовщиц, посредством поддержек и опор, компромиссов и уступок. В процессе сопереживания героиням вдруг возникает понимание, что идея содействия и сосуществования остается идеей до тех пор, пока свой собственный опыт не даст представления об этом. Отчетливые истории каждой из девушек, пережитое общение и не-общение, непременная диалогичность как условие жизни поставили под сомнение традиционное суждение о том Другом: настолько ли уж разные люди, когда речь заходит о главном, о счастье?..

Также в нынешнем проекте принял участие Александр Петражицкий, танцовщик, хореограф, преподаватель йоги (Екатеринбург). Благодаря многоликим перевоплощениям и разнообразию его хореографической практики Александру удалось передать всю гамму танцевальной культуры последних четырех десятилетий. Атмосфера его работы удивительным образом дополнила вечер положительными и яркими эмоциями и, вероятно, примирила неким образом представление о современном танце как угрюмом и малопонятном искусстве с необходимым умением оптимистично взглянуть на мир.

В итоге, как оказалось, малоформатный вечер вполне может содержать в себе неоднородные и совершенно различные по содержанию спектакли. Теперь, после просмотра программы, остается пожелать проекту и дальнейшего развития, сохранения заявленной идейности и, конечно, новых экспериментов!

Текст: Арина Бабушок
Фото: Наталья Журавлева
28 февраля 2012, портал о культуре «КультурМультур»

Реклама